| |

Клиническая типология дошкольников с общим недоразвитием речи

Клиническая типология дошкольников с общим недоразвитием речи

Общее недоразвитие речи имеет различное происхождение и соответственно различную структуру аномальных проявлений.

Нередко причиной общего недоразвития речи является слабость акустико - гностических процессов. В этих случаях наблюдается пониженная способность к восприятию речевых звуков при сохранном слухе для всех прочих акустических раздражителей. Прямой результат первичного нарушения слухового восприятия - недостаточное различение акустических признаков. характерных для каждой фонемы, вторично при этом страдает произношение звуков и воспроизведение структуры слова.

Общее недоразвитие речи часто возникает вследствие нарушений, связанных с органическими поражениями или недоразвитием определенных отделов центральной нервной системы.

Общее недоразвитие речи может быть вызвано и социальными причинами (двуязычие, многоязычие, воспитание ребенка глухими взрослыми), а также физической ослабленностью ребенка, частыми заболеваниями. недоношенностью. В таких случаях говорится о задержке речевого развития. В остальных случаях общее недоразвитие речи является признаком органического поражения центральной нервной системы.

По данным Е. М. Мастюковой (1991 г.) дети с общим недоразвитием речи  могут быть условно разделены на три основные группы:

- дети с моторной алалией;

- с недоразвитием речи церебрально органического генеза;

- неосложненный вариант общего недоразвития речи.

При моторной алалии “имеется поражение  ( или недоразвитие) корковых речевых зон головного мозга, и в первую очередь зоны Брока - центра моторной речи, расположенного в левом полушарии”. Характерным признаком моторной алалии является трудность формирования слоговой структуры слов, взаимосвязь фонемных и лексических нарушений, трудность в развитии фразовой речи. Вторичным дефектом является проявление поведенческого негативизма, нарушение психомоторики и нарушение эмоционально - волевой сферы.

При моторной алалии общее недоразвитие речи может проявляться либо в тяжелой форме, когда собственная речь невозможна, либо малозаметных трудностей лексико - грамматического строя речи. Особенно отчетливо дефект проявляется при формировании связного высказывания.

В случаях выраженной сенсорной алалии ребенок не понимает речи окружающих и не говорит сам. Это нарушение в чистой форме встречается редко, при этом трудно отдифференцировать дефект речи от дефекта слуха. При менее выраженных формах сенсорной алалии общее недоразвитие проявляется в трудностях понимания речи окружающих. При бедности содержания и множестве ошибок собственная речь ребенка с сенсорной алалией богато модулирована, сопровождается мимикой и жестами.

Алалия часто может сочетаться с дизартрией.

Основные проявления дизартрии состоят в расстройстве артикуляции звуков, нарушениях дыхания и голосообразования, в изменениях темпа речи, ритма и интонации. Нарушения могут проявляться в разной степени и в различных комбинациях в зависимости от локализации поражения, от тяжести нарушения, от времени возникновения дефекта.

Нарушения артикуляции и фонации, затрудняющие членораздельную звучную речь, составляют первичный дефект, который может привести к возникновению вторичных проявлений, осложняющих его структуру.

Причинами дизартрии являются органические поражения ЦНС в результате воздействия неблагоприятных факторов на мозг ребенка во внутриутробном или раннем периоде развития.

Бульбарная дизартрия проявляется при заболеваниях (воспалениях или опухолях) продолговатого мозга. Характерным является паралич или парез мышц глотки, гортани, языка, мягкого неба.

Подкорковая дизартрия возникает при поражении подкорковых узлов головного мозга. При этом страдает просодическая сторона речи - темп, ритм, интонация, нарушается мышечный тонус по типу дистонии и возникают различные гиперкинезы.

Мозжечковая дизартрия характеризуется скандированной речью. сопровождается выкриками отдельных звуков.

При корковой дизартрии нарушается произвольная моторика артикуляционного аппарата, возникают трудности переключения с одного вида движений на другой. 

Псевдобульбарная дизартрия является следствием перенесенного в раннем детстве, во время родов или во внутриутробном развитии органического поражения мозга в результате энцефалита, родовых травм, опухолей, интоксикации. При этом грубо нарушается общая и речевая моторика.

У небольшого числа детей в группе общего недоразвития речи может наблюдаться ринолалия - нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное аномалиями в строении артикуляционного аппарата в виде расщелин.

В зависимости от характера нарушения функции небно - глоточного смыкания выделяются различные формы ринолалии.

Открытая ринолалия может быть врожденной и приобретенной. Наиболее частой причиной врожденной ринолалии является расщепление мягкого и твердого неба. Приобретенная ринолалия образуется при травме ротовой и носовой полости или в результате приобретенного паралича мягкого неба.

В практике логопедической работы нередко сочетаются различные формы речевых нарушений. Так, дизартрические расстройства сопровождаются алалическими проявлениями или недоразвитием слуховой функции, нарушения звукопроизношения при ринолалии сочетаются с дизартрическими проявлениями.

У детей с недоразвитием речи церебрально органического генеза общее недоразвитие речи сочетается с неврологическими и психопатологическими синдромами. Характерным признаком  является нарушение умственной работоспособности.

При гипертензионно - гидроцефальном синдроме выявляется повышенная утомляемость, пресыщаемость, недостаточность памяти, внимания, переключаемости.  Для некоторых детей характерна повышенная возбудимость. раздражительность, двигательная расторможенность.

При церебрастеническом синдроме повышается нервно - психическая истощаемость, эмоциональная неустойчивость, нарушаются функции внимания и памяти. В одних случаях проявляется общее эмоциональное и двигательное беспокойство, в других - заторможенность, вялость, пассивность.

У всех детей данной подгруппы выявляется “негрубое повреждение отдельных мозговых   структур”. При этом отмечаются нарушения мышечного тонуса по типу дистонии, наличие непроизвольных движений в виде тремора, отставание моторного развития, недостаточность равновесия и координации. “Недостаточность динамического праксиса сочетается со слабостью кинестетических ощущений в общей и речевой мускулатуре.” Дети испытывают затруднения при ориентации в пространстве, у них выявляются нарушения зрительно - пространственного гнозиса, затруднения в воспроизведении ритма и недостаточность фонематического слуха.

При неосложненном варианте ОНР   сохранны первичные зоны рече - двигательного анализатора, “патогенетической основой общего недоразвития речи у этих детей является задержанное созревание более молодых в онтогенетическом отношении структур и функций мозга: третичных полей анализаторов”.

При отсутствии выраженных неврологических нарушений у детей отмечаются слабая регуляция произвольной деятельности, эмоционально - волевой сферы и трудности в овладении письменной речью.

У всех детей с общим недоразвитием речи нарушения моторики характеризуются ее недоразвитием, общей моторной неловкостью, нарушениями оптико - пространственного гнозиса. Основные двигательные умения и навыки детей с ОНР сформированы недостаточно, движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость, снижены двигательная память и внимание.

Клинический подход к проблеме общего недоразвития речи предусматривает необходимость постановки невропатологом медицинского диагноза, вскрывающего структуру речевой недостаточности при различных формах речевого недоразвития. Правильное понимание структуры речевого недоразвития в каждом случае является необходимым условием наиболее эффективной логопедической и медицинской помощи детям.

Контактный телефон:

8(916)623-27-13


Задать вопрос

Поиск по темам

Алалия  Артикуляционная гимнастика  Аутизм  Аутистический спектр  Афазия  ВПФ  Дети билингвы  Дизартрия  Дизорфография  Дисграфия  Дискалькулия  Дислалия  Дислексия  Дистанционные курсы  Дисфония  ДЦП  Заикание  Звук Л  Звук Р  Звукопроизношение  Звукослоговая структура  Инклюзивное образование  Интеллектуальное недоразвитие  Коррекция нарушений голоса  Коррекция нарушений письменной речи  Леворукие дети  Логопедическая помощь  Логопедический диагноз  Логопедическое заключение  Логопсихология  Логоритмика  Нарушения психического развития  Нарушения развития  Нарушения речевого развития (безречия)  Нарушения речи  Нейропсихология  Обучение грамоте  Общее недоразвитие  ОНР  Онтогенез и дизонтогенез  Организация работы логопеда  Постановка звуков  Профилактика  Работа с родителями  Рабочая программа логопеда  Развитие речи  Ранний возраст  РАС  Речевой аппарат  Ринолалия  Свистящие звуки  Свое дело  СДВГ  Сенсорная алалия  Сенсорная комната  Специальная психология  Структура логопедического занятия  Фонетика  ФФНР  Частная практика логопеда  Шипящие звуки  Школа молодого логопеда