Речевой онтогенез: основные аспекты | Logoprofy.ru
| |

Речевой онтогенез: основные аспекты

Человеческая речь является неотъемлемым способом коммуникации и обмена информацией. На протяжении всей жизни этот навык является одним из базовых и необходимых человеку. В нашем материале мы рассмотрим основные вопросы и этапы формирования речи.

Понятие онтогенеза подразумевает под собой развитие и становление речи человека на протяжении всего его формирования в промежутке от рождения до достижения 17-летнего возраста. Термин онтогенез впервые ввел Эрнст Геккель в 1866 году. На начальном этапе онтогенеза реализуются генетические данные, получаемые ребенком от родителей.

В речевом онтогенезе выделяют 4 основных этапа:

  1.          подготовительный - от 0 лет до 1 года;
  2.          преддошкольный - от года до 3 лет;
  3.          дошкольный - от 3 до 7 лет;
  4.          школьный - от 7 до 17 лет.

Подготовительный этап (от 0 до 1 года)

Период раннего речевого онтогенеза именуется также как предречевой или дословесный. К моменту его завершения при условии нормального развития ребенок уже должен уметь формулировать и произносить первые цельные слова.

Швейцарский психолог Жан Пиаже рассматривает подготовительный этап онтогенеза через три плоскости: двигательные проявления, формы коммуникации и вокализацию. В нашем материале мы акцентируем внимание именно на речевом развитии ребенка.

Предречевой этап условно можно разделить на четыре стадии. Возрастные рамки данных стадий в контексте раннего речевого онтогенеза младенца всегда индивидуальны и не имеют строгой классификации.

Первыми звуковыми рефлексиями являются плач и крик. Именно эти проявления становятся формой коммуникации младенца в его первый месяц жизни с родителями и другими взрослыми, влияющими на его развитие и наблюдающими за ним. Поскольку новорожденный в столь раннем возрасте не способен формулировать причину своих различных расстройств, только по плачу или крику взрослые способны определить факт того, что ребенка что-то беспокоит, и предпринять какие-либо действия. В первый месяц жизни младенец способен рефлексировать лишь на негативные раздражители и расстройства. Дальнейшее постепенное развитие психических и физиологических механизмов обеспечит проявление позитивных рефлексий на внешние факторы, а затем и формирование речевых навыков.

Вторая стадия подготовительного этапа приходится, как правило, на второй-четвертый месяцы жизни ребенка. Именно в этот период отмечается прогресс в звуковых рефлексиях младенца: появляется так называемое гуление и лепет. Ребенок извлекает звуки в спокойном бодрствующем состоянии, рефлекторно реагируя на окружающие раздражители, которые могут быть как негативными, так и позитивными. Охарактеризовать гуление и лепет можно звуками, очень похожими на гласные. Такие звуковые рефлексии имеют биологический генез, потому что дети в любой точке планеты гулят сравнительно идентично в независимости от языковой среды. Притом это относится как к младенцам с врожденной глухотой, так и к детям с нормальным слухом.

На пятом-восьмом месяцах, на которые, как правило, приходится третья стадия, крик и плач все также сохраняются, а гуление постепенно замещается лепетом. Отличие в том, что в данный период развития вокализация младенца сопровождается использованием и повторением цельных слогов, например, “ня-ня-ня”, “ма-ма-ма”, “да-да-да”.

Четвертая, или финальная, стадия дословесного развития приходится на 9-12 месяцы жизни младенца. Для данного периода характерно сохранение крика и плача как рефлексии на негативные раздражители и гуление и лепет как реакции на позитивные возбудители. Но ко всему этому вокализация ребенка сопровождается младенческим пением. Все это является не до конца оформленным способом выражения младенцем своих эмоций, физического и эмоционального состояния. В финале развития на данной стадии, как правило, появляются первые цельные детские слова. Они почти всегда отличаются от нормальных слов взрослой речи, однако родители успешно транслируют их как подтверждение полноценного развития детского организма и психики.

Все дословесное вокальное развитие ребенка строится на теории о том, что мозг человека, в том числе и младенца, работает по принципу приема внешней информации и реакции на нее. Поэтому вокализация, допускающая многообразие формы и являющаяся безусловной врожденной способностью ребенка, становится наилучшим способом отражения данной реакции.

Преддошкольный (от года до 3 лет)

Преддошкольный этап речевого онтогенеза начинается после того, как у ребенка появляются первые оформленные слова, даже если они несколько далеки от нормального произношения, и характеризуется формированием связной речи. В данный период особое внимание малыша приходится на произношение и звуки взрослых и других людей, составляющих его окружение, и он начинает активно воспринимать и повторять услышанное. В полтора года ребенок использует слова более осознанно, понимая эмоциональный и сензитивный контекст, в рамках которого он получает и транслирует информацию взрослым, используя и применяя накопленные за этот период знания. Далее в процессе второго и третьего года роста ребенок начинает динамично накапливать и пополнять свой словарный запас. К 1 году и 6 месяцам количество накопленных слов составляет примерно 10-15, к концу второго года уже 300 слов, а к трем годам — примерно 1000 слов.

На третьем году жизни ребенок осваивает навык полноценного диалога, самостоятельно проявляя к нему интерес. А уже к концу данного периода у детей отмечается становление навыка к выстраиванию монолога: они без труда рассказывают о своей прогулке, об увиденном, о своих занятиях в развивающем кружке или детском саду. Именно на этом этапе особенно хорошо ребенком воспринимаются на слух детские стихотворения, сказки, которые ему читают взрослые, а также визуальное сопровождение в виде картинок, с которыми малыш соотносит получаемую информацию.

Дошкольный (от 3 до 7 лет)

Дошкольный этап речевого онтогенеза характеризуется не до конца сформированным правильным произношением слов и звуков. Именно в этом возрасте можно выявить логопедические дефекты в речи ребенка, чаще это касается шипящих и сонорных звуков.

В процессе дошкольного периода дети способны на слух контролировать собственную артикуляцию и исправлять ее. Также у ребенка от трех до семи лет стремительно увеличивается словарный запас и к шести годам он может составлять до четырех тысяч слов. В этом возрасте у детей проявляется все больший интерес к восприятию и анализу семантического значения речевых элементов.

Вместе с этим у детей на данном этапе развивается грамматический речевой строй и формируется навык связных предложений.

Школьный (от 7 до 17 лет)

Заключительный этап речевого онтогенеза приходится на период от семи до семнадцати лет. Именно в этом возрастном промежутке ребенок сознательно усваивает информацию и формирует связный речевой поток. К семантическому значению добавляются основы грамматики, на базе которых дети выстраивают свои высказывания.

Важным отличительным навыком, который появляется на данном периоде, является письменная речь. Таким образом, школьный этап онтогенеза — это полноценный комплекс сознательного восприятия внешней информации и аналитическая ее трансляция в устную и письменную формы речи.

Контактный телефон:

8(916)623-27-13


Задать вопрос

Поиск по темам

Алалия  Артикуляционная гимнастика  Аутизм  Аутистический спектр  Афазия  ВПФ  Дети билингвы  Дизартрия  Дизорфография  Дисграфия  Дискалькулия  Дислалия  Дислексия  Дистанционные курсы  Дисфония  ДЦП  Заикание  Звук Л  Звук Р  Звукопроизношение  Звукослоговая структура  Инклюзивное образование  Интеллектуальное недоразвитие  Коррекция нарушений голоса  Коррекция нарушений письменной речи  Леворукие дети  Логопедическая помощь  Логопедический диагноз  Логопедическое заключение  Логопсихология  Логоритмика  Нарушения психического развития  Нарушения развития  Нарушения речевого развития (безречия)  Нарушения речи  Нейропсихология  Обучение грамоте  Общее недоразвитие  ОНР  Онтогенез и дизонтогенез  Организация работы логопеда  Постановка звуков  Профилактика  Работа с родителями  Рабочая программа логопеда  Развитие речи  Ранний возраст  РАС  Речевой аппарат  Ринолалия  Свистящие звуки  Свое дело  СДВГ  Сенсорная алалия  Сенсорная комната  Специальная психология  Структура логопедического занятия  Фонетика  ФФНР  Частная практика логопеда  Шипящие звуки  Школа молодого логопеда